
Эмма Должикова
Доверять хирургу больше, чем себе
Наш труд пациенты оценивают исключительно с позиции: нравится – не нравится. Это естественно, но может завести в тупик. Ведь особенности эстетического восприятия у всех разные. А за «нравится – не нравится» стоят именно они.
Поэтому подготовка к пластической операции начинается с общения. Формально оно выглядит как обсуждение нюансов внешности пациента, состояния кожи и тканей лица, компьютерное моделирование результатов операции. Но на самом деле это ни больше, ни меньше сонастройка хирурга и пациента. Она очень важна. Пациент, ложась на операционный стол, должен доверять хирургу больше, чем себе, и знать: все пройдет отлично. А хирург должен знать, что пациент это знает. В этом случае и операция проходит хорошо, и результаты ее пациента устраивают.
Если такой степени взаимного доверия достичь не удается, врачу и пациенту лучше расстаться. Наши хирурги это знают очень хорошо. И, думаю, оперировать того или иного пациента иногда отказываются именно по этой причине. Кстати, в последнее время такие случаи участились.
Хирург может сказать пациентке «нет»
Трудно бывает на «разговорной» стадии подготовки операции с пациентками, не признающими слова «нет». А произносить его хирург время от времени вынужден — когда пожелания пациентки радикальны, а хирург видит, что состояние тканей ее лица и нюансы внешности выполнить их не позволят. Или когда понимает: его вмешательство лишит лицо пациентки прелести, которую она сама в себе не замечает.
Легче всего работать с пациентами, которые оценивают свои параметры реально и уже успели понять, чем им может быть полезен эстетический хирург. Но такое бывает не часто. Ведь лицом к лицу (даже собственному, в зеркале) лица не увидать.
Как-то к нам пришла дама с намерением сделать блефаропластику нижних век. А со стороны, тем более специалисту, очень хорошо было видно: нижние веки, конечно, не идеальны, но верхние идеалу соответствуют еще меньше. Мы посоветовали пациентке сначала исправить их. Предложение было такое: если после этого ей покажется, что проблема все-таки не решена — мы обязательно прооперируем и нижние веки тоже. Пациентка согласилась. А когда завершился послеоперационный период и она увидела результат — рассыпалась в благодарностях. Сказала, что только теперь поняла, как работало против ее красоты состояние верхних век.
Как сделать пациентку счастливой
Сложней всего работать с теми, кто приходит с просьбой изменить форму носа. Нос всегда привлекает к себе внимание. Был случай, когда совсем молоденькая девушка славянской внешности, но с горбинкой на носу, попросила убрать именно именно эту горбинку. Пришла и сказала: «Эта горбинка мешает мне жить». Но в нашем восприятии именно эта горбинка придавала ее облику особый, неуловимый шарм. Мы долго уговаривали девушку горбинку эту пощадить. Не удалось. Прооперировали. Она осталась очень довольна. Из клиники не шла – летела на крыльях счастья. А хирург, который ее так осчастливил, долго потом сокрушался: ну как же это я поддался на уговоры и испортил такой великолепный нос.
Бывают случаи, когда к пластическому хирургу показывают чью-то (не свою) фотографию и заявляют: сделайте мне такое лицо. Мы в таких случаях с помощью компьютера моделируем возможный эффект операции: что может получиться исходя из имеющихся параметров внешности и состояния тканей. Как правило, пациентка убеждается, что она лучше, и, счастливая, уходят. Правда, убеждаются легко только молодые. Зрелых дам переубедить трудней.
Нередко к нам приходят женщины, потерпевшие крушение в личной жизни. Как правило, те, кого муж оставил ради какой-нибудь молоденькой красотки. Они, как правило, конкретных пожеланий не имеют. Просто просят сделать их моложе, красивей. А оценка работы хирурга идет по совсем не хирургическим и не эстетическим критериям. Если любимый мужчина, обомлев от ее новой красоты, к ней вернулся – хирург наш, получается, замечательный, маг и волшебник. Но если красоту ее не заметили — хирургу прощения нет.
С пациентами-мужчинами работать проще
В последние годы с просьбами об изменении внешности к нам обращается все больше мужчин. Но с ними легче. В их просьбах неуловимых нюансов практически нет. Хотя, конечно, бывает: требуют изменений, которые при их данных невозможны. Чаще всего мужчины просят подправить веки, нос, уши. Исправлять форму носа мы стараемся в возрасте до 25 лет. Уши – еще раньше.
Зачем в пластике нужны психиатры?
Людей к нам приводит желание изменить собственную жизнь. И жизнь после операции принимает их с распростертыми объятиями. А вот собственная психика… Как показала практика, человек со «старой кожей» расстается очень трудно. Психика его новый облик принимает с трудом. Поэтому раньше у нас в штате было целых три психиатра. Они работали с пациентами до операции и после нее.
Это очень помогало пациентам лишиться части иллюзий еще до операции, а после нее принять себя новеньких. Но потом вышел закон, запрещающий обязывать пациентов проходить консультации психиатров, если они того не хотят. И вся та тонкая психологическая работа, что творилась нашими психиатрами до принятия этого закона, легла на плечи пластических хирургов.